Производство профессионального
осветительного оборудования
8 800 555-45-50
 

Свет всему голова

Для кого как, а для меня лучшим и самым главным отделом в любом магазине с детства был кондитерский или, на худой конец, хлебный. Даже во времена тотального дефицита, на которые пришлась большая часть моего провинциального детства, эти отделы радовали неискушенный и неизбалованный особым изобилием глаз видом всяческих вкусностей. Конечно, на фоне современного ассортимента они выглядели бы… Да чего уж там – просто никак не выглядели бы! Но когда основным украшением прилавков были пирамиды из банок сгущенки и других консервов, любая булочная казалась просто райскими кущами. Однако и сегодня я не пройду мимо этих отделов, не задержавшись на них хотя бы взглядом. Впрочем, теперь к моему гастрономическому любопытству примешивается еще и профессиональный интерес.

Мерчендайзинг в действии
Освещение хлебного отдела
Попадая в царство свежих булочек, круассанов и пирожных, первым делом обращаешь внимание на запах свежей выпечки, устоять перед которым сложно даже жертвам самых строгих диет. Однако поработав какое-то время в отделе маркетинга, начинаешь понимать, что любой самый аппетитный запах сегодня можно создать искусственно, и сам по себе он еще не означает, что вкус приобретенного шедевра кулинарного искусства будет соответствовать ожиданиям. Поэтому на втором этапе включается вторичный раздражитель – визуальный.
 
Внешняя привлекательность товара оценивается на первых секундах пребывания у витрины. И только потом у покупателя появляется желание на вкус оценить свежесть и аромат облюбованного изделия. Поэтому «картинка», которую увидит клиент, должна быть максимально аппетитной.

Хлебобулочная и кондитерская продукция – идеальный материал для создания эффектных презентаций, привлекающих покупателя. Но при всем богатстве фактурной натуры по-настоящему «вкусный» хлебный или кондитерский отдел можно встретить далеко не в каждом магазине, хотя сегодня многие из них стараются обзавестись даже собственной пекарней или кондитерским цехом. Как показывает практика, разнообразный ассортимент и стильный дизайн не гарантируют увеличения продаж, если они не поддерживаются правильным освещением.

Так, владельцы известного российского сетевого супермаркета позиционируют свои супермаркеты как особые. В каждом имеется собственная пекарня и отдел продажи свежей выпечки. Рекламные проспекты особо отмечают современный дизайн магазинов, однако освещение в них абсолютно не выразительное. Акцентная подсветка продукции отсутствует, освещенность витрин недостаточная.

Общий свет

Обычные люминесцентные лампы, которые широко используются для общего освещения офисов, не рекомендованы для продуктовых магазинов. Как правило, они обеспечивают необходимый уровень освещенности торгового зала, но совершенно не заботятся о придании продукции внешней привлекательности. Более того, холодный свет, свойственный большинству люминесцентных ламп, искажает истинные цвета выпечки и сдобы. Неточное отражение белого и красного цветов спектра приводит к появлению желтовато-зеленого оттенка, особенно отчетливо заметного на продуктах с белой глазурью или белковым кремом. Поэтому, выбирая люминесцентные светильники, остановитесь на специальных лампах.

Правило первое
 
Для освещения отделов хлебобулочной и кондитерской продукции используйте источники света с цветовой температурой 2000-2700К. Идеальное решение – натриевые лампы, имеющие ярко выраженный золотистый оттенок свечения.

Акцентируем внимание

Впрочем, надо сказать, что общее освещение по типу офисного встречается сегодня в основном в магазинах низкого ценового сегмента. Однако и супермаркеты рангом повыше не всегда могут похвастать грамотным подходом к свету. Так, посетители хлебного отдела супермаркета на 1-ой Тверской Ямской, несомненно, обращают внимание на стильный дизайн интерьера и нестандартное торговое оборудование, отделанное светлым деревом.

Освещение здесь более качественное и в целом ориентировано на нужды ритейла. Приглушенный общий свет теплой цветовой температуры обеспечивается с помощью встраиваемых поворотных металлогалогенных светильников, которые позволяют осуществлять акцентную подсветку полок и стеллажей.
Однако из-за того что акцентный свет выстроен неправильно, подсвеченной оказывается разве что продукция на верхних полках. Недостаточный акцентирующий фактор (разница между интенсивностью общего и акцентного света) приводит к тому, что подсветка здесь практически не работает – она просто сливается с общим светом. Витрины и стеллажи воспринимаются как единый цветовой ряд, в котором глазу не на чем задержаться. В результате достоинства разнообразного ассортимента совершенно теряются.

Правило второе
Чем больше контраст между общим и акцентным светом, тем более эффективна подсветка. Идеальное решение –использование источников света с различной интенсивностью светового потока.

Освещение хлебобулочных изделий

Впрочем, ошибки в освещении могут допускать и гастрономы премиум класса, которые отличаются не только расширенным ассортиментом продукции, но и неформальным подходом к оформлению интерьера.
На первый взгляд, свет в хлебном отделе гастронома в  ТЦ «Лотте плаза» выстроен просто идеально. Теплый свет встраиваемых светильников нейтрализует визуальное воздействие «холодного» оборудования из нержавеющей стали и подчеркивает фактуру полок из цельного массива бука и корзин из натуральной лозы. Общий свет дополняется яркой подсветкой массивных светильников, подвешенных точно над витринами и стеллажами, которые становятся своеобразными центрами притяжения для покупателей. Однако заливая витрины ярким светом холодной цветовой температуры, металлогалогенные лампы лишают свежий хлеб и выпечку того аппетитного золотистого цвета, который ассоциируется у нас с поджаристой хрустящей корочкой. В результате изделия выглядят несколько бледно и тускло.



И все же это скорее исключение, чем правило. Торговые предприятия, ориентированные на продажу элитной продукции не могут позволить себе роскоши экономить на освещении. Для многих оно становится одним из стилеобразующих факторов в дизайне интерьера. Приглушенный общий свет, поддержанный темными тонами отделки, и яркая на фоне общего света подсветка стеллажей и витрин акцентируют внимание покупателей на продукции. Хлеб и выпечка при таком освещении выглядят настолько аппетитными, словно их только что вынули из печи. Между тем собственной пекарни в гастрономе нет.

Конкуренцию крупным торговым сетям с собственным производством и большими торговыми площадями сегодня пытаются составить небольшие частные пекарни и кондитерские лавки. Открывая в свое время сеть булочных «Хлеб&Со», известный ресторатор (и сын не менее известного режиссера) Степан Михалков отмечал: «У супермаркетов нет своего лица. А наши лавки — это мамины домашние рецепты, небольшие объемы производства, продавцы, которые знают вас по имени и с которыми можно поговорить за жизнь». Именно на домашнюю атмосферу зачастую делают ставку владельцы небольшого бизнеса. Характерный пример – пекарни и кондитерские «Волконский», которые отличаются не только отменным качеством свежайшей сдобы, но и умением правильно ее презентовать.

Выбираем лампы
Освещение витрин
Одним из средств создания уюта в интерьере небольших магазинчиков и лавок являются всевозможные люстры и оригинальные светильники. Причем в них нередко используются лампы накаливания, которые отличаются приятным для глаз теплым светом и идеальной цветопередачей. Безусловно, привычные всем нам с детства лампочки Ильича уже сами по себе создают в магазине обстановку, приближенную к домашней, однако нужно учитывать, что для подсветки самой продукции они не годятся, так как выделяют много тепла.
Свет ламп накаливания обесцвечивает крема, глазури, желе и декоративные украшения, делает их тусклыми. Однако бледные цвета – это только часть проблемы, причем далеко не самая худшая. Неправильное освещение витрин и полок с хлебобулочными и кондитерскими изделиями способно серьезно навредить вкусу и качеству этих деликатных изделий.

Правило третье
Лампы накаливания серьезно вредят внешнему виду и вкусовым качествам хлебобулочных и кондитерских изделий и не должны использоваться для подсветки продукции. Идеальное решение – специальные лампы с УФ и ИК фильтрами и светодиодные источники света.

Освещение витрин

Освещение кондитерских витрин определяет их привлекательность, поэтому экономить на нем было бы просто преступлением. В таких витринах ставится как минимум два ряда ламп. Если витрины многоуровневые, равномерно подсвечиваться должны все полки, а не только верхние.
Правильный выбор источников света для подсветки витрин, особенно закрытых, – это особая тема. Дело в том, что многие источники света, которые традиционно используются для освещения торгового оборудования, выделяют тепло и ультрафиолетовое излучение. Исследования показывают, что УФ и ИК излучение традиционных люминесцентных, галогенных и металлогалогенных ламп наносит непоправимый вред всем видам хлебобулочных и кондитерских изделий.
Так, повышение температуры в витрине всего лишь на 20°С приводит к тому, что в шоколаде начинается процесс отделения масла какао от порошка какао. В результате на поверхности шоколадных изделий появляется белый налет, который многими клиентами воспринимается как признак несвежести и низкого качества.
Свет и тепло ламп повышают скорость окисления липидов, запуская химическую реакцию между кислородом и полиненасыщенными жирными кислотами. В результате изменяется внешний вид и вкусовые качества любой пищи, содержащей жиры. И чем выше жирность, тем более выраженным будет процесс окисления. Это приводит к появлению прогорклого или металлического привкуса. Нелишним будет также напомнить, что окисление разрушает все полезные вещества и вызывает освобождение свободных радикалов, которые являются причиной возникновения рака. Свет может также вызвать сворачивание белков, которое связано с появлением неприятного запаха жженых перьев.
Все эти химические реакции запускаются уже через 4 минуты воздействия прямых солнечных лучей или через четыре часа при искусственном свете.

Под действием тепла ускоряется размножение микробов. Особенно это касается скоропортящихся начинок и кремов. При неправильном освещении размножение бактерий в изделиях, содержащих молочные продукты и яйца, может начаться даже в витринах с охлаждением. В результате подобная продукция может стать причиной возникновения пищевых отравлений.

Один из способов избежать всех этих негативных последствий – использовать специальное оборудование или источники света. Например, лампы Promolux имеют специальные фильтры, ограничивающие инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Свет этих ламп безопасен для продуктов питания, которые долго сохраняют свою свежесть, аромат и яркие цвета.

Освещение витринОсуществить яркую подсветку и при этом обеспечить сохранение визуальной привлекательности и вкуса можно с помощью современных светодиодных светильников, которые становятся все более популярными в последнее время. Светодиоды не содержат вредных излучений, обладают высокой интенсивностью светового потока и при этом потребляют мало энергии. Возможность выбора в широком диапазоне цветовых температур и хорошая цветопередача также делают эти источники света чрезвычайно эффективными в освещении кондитерских
витрин. Недаром именно на светодиодах остановились проектировщики при освещении витрин всемирно известных гастрономов купцов Елисеевых в Москве и Санкт-Петербурге.

Но хотя позволить себе качественную подсветку витрин с помощью светодиодов пока еще могут в основном гиганты ритейла, это вовсе не означает, что небольшие магазинчики формата «у дома» проигрывают им в борьбе за покупателя. Ведь главное в магазине не помпезное оформление и дорогое оборудование, а та особая атмосфера, которая создается не только с помощью продуманного и грамотного освещения, но и полным комплексом услуг, внимательными и отзывчивыми продавцами. Главное с любовью относиться к своему делу и к своим покупателям, а остальное, как говорится, приложится.

Пресс-служба "МДМ-Лайт" для журнала «Управление магазином»,
опубликовано в январе 2013г.

Подвесной светодиодный светильник hoop! 50

  Copyright © 2017 ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ   Разработка сайта РА "Арт Мэйкер"
 
Яндекс.Метрика